Энергетический паспорт бюджетной организации: какие показатели энергетической эффективности выбрать?

энергетический паспорт, энергетическая эффективность, энергоэффективность

С 1 января 2013 г. каждая бюджетная организация (медицинское, дошкольное учреждение, общеобразовательная школа и т. п.) должна будет иметь энергетический паспорт. А для его составления необходимо провести энергетическое обследование. Этого требует федеральный закон от 23 ноября 2009 г. РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Качество энергетического паспорта бюджетной организации напрямую зависит от выбора показателей энергетической эффективности. Давайте рассмотрим, какие показатели энергетической эффективности следует выбрать для составления энергетического паспорта.

Энергетический паспорт — это  документ, содержащий данные об энергетических объектах организации, объемах потребления топливно-энергетических ресурсов и воды, удельных показателей потребления ресурсов.

Энергетическая эффективность (энергоэффективность) — эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. Цель программы энергетической эффективности — достичь экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Энергетический паспорт. Требования нормативных документов

Ряд нормативно-правовых документов содержат указания на то, какие показатели энергетической эффективности следует включить в энергетический паспорт.

Прежде всего, сам термин показатель энергетической эффективности трактуется в ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения» как абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.

Энергосбережение и энергетическая эффективность характеризуется рядом показателей, которые содержаться в нормативных документах, технической документации на энергопотребляющую продукцию, технологических процессах, работах и услугах, а так же установлены в ГОСТ Р 51541-9 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей».

В упомянутом выше законе об энергосбережении № 261-ФЗ, в ст. 14 приведены требования к значениям целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе и жилищном фонде перечислен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережение и повышения энергетической эффективности».

Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, используемая для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. №273.

Выбор показателей энергоэффективности для бюджетных организаций

Требования к энергетическому паспорту, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 182, не устанавливают расчетные формулы для показателей энергетической эффективности. В них лишь указывается, что в форму «Сведения о показателях энергетической эффективности» энергетического паспорта необходимо ввести следующие фактические и расчетные значения (Приложение №13 Требований к энергетическому паспорту):

  • по номенклатуре основной и дополнительной продукции;
  • по видам проводимых работ;
  • по видам оказываемых услуг;
  • по основным энергоемким технологическим процессам;
  • по основному технологическому оборудованию.

Однако бюджетные организации, представленные административными, лечебными, культурно-просветительскими зданиями и зданиями детских учреждений, не имеют энергоемкого оборудования для выпуска продукции и не осуществляют транспортировку топливно-энергетических ресурсов и воды.

Поэтому имеет смысл при выборе показателей энергетической эффективности сосредоточить внимание на следующих видах расхода энергетических ресурсов и воды:

  • тепло;
  • электрическая энергия;
  • горячая вода;
  • холодная вода;
  • топливо (газ, уголь, мазут, дизельное топливо, дрова), при наличии на балансе организации собственного источника теплоснабжения или жилищного фонда с газоснабжением.

К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. №18, относят показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:

  • нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;
  • показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.
  • 

Показатели энергетической эффективности, определенные в Правилах, указываются в относительных данных на единицу площади или единицу объема отапливаемого здания, строения, сооружения в единицах учета энергии в зависимости от характеристик архитектурно-строительного решения и категории здания, строения, сооружения и вносятся в энергетический паспорт здания.



Давайте сформулируем требования к показателям энергетической эффективности бюджетных объектов, которые отражаются в энергетическом паспорте. Показатели энергетической эффективности:

  • должны характеризовать годовые величины расхода энергетических ресурсов;
  • должны быть удельными, рассчитанными на единицу площади и объема здания;
  • должны включать, по крайней мере, суммарный удельный расход тепловой энергии и удельный расход электрической энергии.

Энергоэффективность здания, по СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», характеризуется показателем тепловой эффективности, который численно равен удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период.

Главный показатель – класс энергетической эффективности здания

Одним из главных показателей энергетической эффективности здания являются класс его энергетической эффективности и сведения о нормативном и фактической удельном расходе тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, и эти показатели, безусловно, необходимо вносить в энергетический паспорт бюджетной организации.

Класс энергетической эффективности здания определяется исходя из величины отклонения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, кДЖ/(м2??С?сут) или кДЖ/(м3??С?сут), от нормируемого значения. Класс энергоэффектисности определеятеся согласно СНиП 23-02-2003 и Требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. №262.

Использование целевых показателей энергоэффективности в энергетическом паспорте бюджетной организации

При выборе показателей энергетической эффективности бюджетной организации стоит обратить внимание на следующие расчетные и фактические значения целевых показателей:

  • удельный расход тепловой энергии бюджетного учреждения на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, Гкал/м2;
  • удельный расход воды на обеспечение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, на 1 чел., м3/чел.;
  • удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, на 1 чел., кВт?ч/чел.;
  • удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), Квтч/м2;
  • удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс. м32;
  • удельный расход тепловой энергии бюджетного учреждения на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал/м2;
  • удельный расход воды на снабжение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, на 1 чел., м3/чел.;
  • удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, на 1 чел., Квтч/чел;
  • удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов – с использованием коллективных, общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв.метр общей площади), Квтч/м2;
  • Удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов – с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс. м32.

Представленные целевые показатели являются фактическими и расчетно-нормативными годовыми величинами:

  • суммарного удельного расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, рассчитанного на 1 кв. метр общей площади;
  • удельного расхода воды, рассчитанного на 1 человека;
  • удельного расхода электрической энергии, рассчитанного на 1 человека для бюджетного учреждения и на 1 кв. метр для жилищного фонда;
  • удельного расхода природного газа в жилищном фонде, рассчитанного на 1 кв. метр общей площади.

Эти показатели отражают основные виды потребления ресурсов бюджетными объектами и, следовательно, подходят, для использования в энергетическом паспорте бюджетной организации, несмотря на имеющийся с этими показателями ряд проблем.

Использование целевых показателей в энергетическом паспорте обеспечивает связь энергетических паспортов бюджетных организаций с региональными и муниципальными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В Академии ДПО вы можете пройти курс обучения по программе «Энергосбережение и энергоэффективность». Выберете интерсующий вас курс, дату занятий и заполните завяку на сайте.

Курсы обучения энергосбережению и энергоэффективности:

Ноя
27
Пн
2017
Энергосбережение и управление энергоэффективностью предприятий, зданий, сооружений. Основы энергетического менеджмента
Ноя 27 – Ноя 28 весь день

Энергосбережение и управление энергоэффективностью предприятий, зданий, сооружений. Основы энергетического менеджмента. Курс обучения в Екатеринбурге

Академия ДПО предлагает всем руководителям предприятий, специалистам отделов главного энергетика, главного механика, сотрудникам отделов административно-хозяйственного управления пройти обучение по курсу «Энергосбережение и управление энергоэффективностью предприятий, зданий, сооружений. Основы энергетического менеджмента». Обучение пройдет 27-28 ноября 2017 г.

Ноя
30
Чт
2017
Эксплуатация, содержание и ремонт зданий
Ноя 30 весь день

Курс обучения Эксплуатация, содержание и ремонт зданий

Академия ДПО предлагает пройти курс «Эксплуатация, содержание и ремонт зданий». В ходе обучения преподаватели расскажут вам, что такое техническая эксплуатация зданий и сооружений. Техническая эксплуатация зданий и сооружений подразумевает комплекс мероприятий, которые обеспечивают безотказную работу всех элементов и систем здания в течение не менее нормативного срока службы, функционирования здания по назначению. Пройти курс повышения квалификации вы можете 30 ноября 2017 г.

Пройти курс «Эксплуатация, содержание и ремонт зданий» или любой другой вы можете в Академии ДПО. Для этого заполните заявку:

Заявка от юридического лица  Заявка от физического лица

Выводы

  • Показатели энергетической эффективности бюджетной организации, внесенные в энергетический паспорт, должны соответствовать здравому смыслу и отражать специфику потребления ресурсов объектами.
  • В качестве показателей энергетической эффективности необходимо использовать годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов и воды объектами, рассчитанные на единицу площади, объема, присутствующих человек.
  • Главными показателями энергетической эффективности объектов бюджетной организации являются классы энергетической эффективности и величины нормативных и фактических удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период, кДЖ/(м2??С?сут) или кДЖ/(м3??С?сут).
  • Показатели энергетической эффективности должны соответствовать вышедшим нормативным документам федерального и регионального уровней, предписывающим организациям иметь в программах энергосбережения вполне конкретные показатели энергетической эффективности.
  • Расчетно-нормативные значения целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности определяются по нормативным документам (СНиП).
  • При наличии на балансе бюджетной организации котельной можно рекомендовать учитывать в энергетическом паспорте, например, такой показатель как удельный расход условного топлива на выработку тепловой энергии, кг у. т./Гкал.
  • Энергетический паспорт бюджетной организации может использовать в качестве показателя энергетической эффективности годовой удельный расход конечных видов энергоносителей, определяемый суммированием расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение, охлаждение, технологические и бытовые нужды, энергии сетевого газа (при наличии).
Яндекс.Метрика