Изменения в ГОСТ 12.0.230-2007, касающиеся охраны труда

Приказом Росстандарта от 30.10.2013 г. №1334-ст приняты изменения №1 ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования». В Изменениях уточнено, что результат применения практических рекомендаций, содержащихся в данном стандарте, не обязательно должен подвергаться сертификации. Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований стандарта.

Изменения касаются, в частности, области применения стандарта, применяемых в них терминов, положений стандарта о национальных основах систем управления охраной труда, о целях по охране труда, о предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и реагированию, а также о мониторинге исполнения и оценки результативности.

Ниже приведены некоторые изменения:

Область применения
Раздел 1 (изложить в новой редакции):

1. Область применения

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

  1. для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
  2. руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
  3. руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

  1. служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
  2. способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Примечание: Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников».

4. Система управления охраной труда в организации

Первый абзац раздела 4 изложить в новой редакции:

«Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда – политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию – представлены на рисунке 2».

Подпункты 4.1.1, 4.1.2, 4.3.1-4.3.3 изложить в новой редакции:

«4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

  1. отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
  2. быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;
  3. распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
  4. анализироваться для постоянной пригодности;
  5. быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

Пункты 4.4.1-4.4.3, 4.5.1, 4.5.3-4.5.5, 4.6.1, 4.7.1, 4.8.1 изложить в новой редакции:

4.4.1. Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.

4.4.2. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда….

Данные изменения вступили в силу с 1 марта 2014 г.

Яндекс.Метрика