Опасные грузы. Законодательное регулирование автомобильных перевозок

Опасные грузы в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов при перевозке могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных.

Опасные грузы. Законодательное регулирование автомобильных перевозок опасных грузов.
Опасные грузы. Законодательное регулирование автомобильных перевозок опасных грузов.

Перевозка опасных грузов — это деятельность, связанная с перемещением опасных грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения.

Опасные грузы автомобильные перевозки – это сложный организационный процесс, предполагающий неукоснительное выполнение множества требований. Приглашаем пройти такое обучения у опытных специалистов в Екатеринбурге.

Крайне важно при организации транспортировки опасных веществ обеспечить сохранность и безопасность. Эффективное решение этих задач позволяет своевременно доставить опасные вещества к месту назначения, защитить персонал, занятый в погрузке, разгрузке и транспортировке, участников дорожного движения, а также сам груз, транспортное средство и окружающую среду от чрезмерной опасности.

Международные законы и соглашения, которые регулируют перевозку опасных грузов автомобильным транспортом:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), принято в Женеве 30 сентября 1957 года под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и вступило в силу 29 января 1968 года.
  • Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (в т.ч перевозки опасных грузов), принято в Женеве 1 июля 1970 года под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
  • Конвенция о дорожном движении (в т.ч перевозках опасных грузов), совершена в Женеве 16 сентября 1949 года.
  • Конвенция о дорожном движении(в т.ч перевозках опасных грузов), совершена в Вене 8 ноября 1968 года и вступила в силу 21 мая 1977 года.
  • Конвенция о дорожных знаках и сигналах, совершена в Вене 8 ноября 1968 года и вступила в силу 6 июня 1978 года.
  • Конвенция о договоре международной перевозки опасных грузов (КДПГ).

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом регулируется следующими законами Российской Федерации:

  • Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». ФЗ № 127 от 24.07.1998 г.
  • «О безопасности дорожного движения» — Федеральный закон от 10.12.95 г. № 196-ФЗ.
  • «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» — постановление Правительства РФ 03.02.94 г. № 76.
  • «Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» — утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 г. № 322.
  • «Правила дорожного движения Российской Федерации» — утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090, в редакции постановления Правительства РФ от 08.01.96 г. № 3.
  • «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» — утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090.
  • «Об организации и проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации» — постановление Совета Министров — Правительства РФ от 30.08.93 г. № 874.
  • «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96)» — утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.95 г. № 20.
  • «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» — постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 г. № 372.
  • Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264.
  • «Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильных транспортом» — утверждена приказом МВД СССР от 23.09.85 г. № 181.
  • ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».
  • ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования».
  • ГОСТ 21561076 «Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа (18 кгс/см). Общие технические условия».

К действиям по наведению порядка при перевозке опасных грузов можно отнести вступившие в силу с 11 августа 2007 года изменений, установленных ФЗ № 210-93 от 24 июля 2007 г. Они предусматривают штрафы за нарушения водителем правил перевозки опасных грузов, связанные с отсутствием необходимого комплекта документов или с несоответствием конструкции транспортного средства требованиям нормативных актов.

Так, исходя из рамок ответственности, предусмотренной статьей 12.21, пунктом 1, водитель должен иметь свидетельство ДОПОГ-ADR, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке грузов ДОПОГ-ADR и согласование маршрута перевозки. Также необходимы аварийная карточка системы информации об опасности и элементы системы информации об опасности.

Конструкция транспортного средства должна отвечать правилам перевозки и оснащаться средствами для ликвидации происшествий при перевозке опасных грузов. При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев. Ответственность должностных лиц, не организовавших соответствующим образом перевозку опасного груза, измеряется в пределах 15–20 тыс. руб. Штрафные санкции в отношении юридических лиц могут составлять 400–500 тыс. руб.