Опасные отходы: какие законы регулируют эту сферу?

Экология. Опасные отходы

Опасные отходы, образующиеся в результате производственной и иной деятельности человека, могут представлять угрозу жизни и здоровья человека, а так же наносить вред экологии окружающей среды. В российском законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с п.5 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом №643 от 20.09.2007) для установления лимитов на размещение опасных отходов к заявлению об определении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предъявляется (среди прочих документов) копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов).

Все ли индивидуальные предприниматели и юридические лица должны получать лицензию на опасные отходы?

Поэтому возникает резонный вопрос, а все ли индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют такую деятельность? Тем более что нет такого хозяйствующего субъекта, у которого бы не образовывались отходы. Дискуссионность данного вопроса подтверждалась различной арбитражной служебной практикой.

В октябре 2007 года был принят Модельный закон СНГ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым страны-участницы договорились о приведении внутригосударственного законодательства в соответствие с данным законом в течение трех лет. Закон устанавливает узкий круг лиц, которым требуется лицензия на обращение с опасными отходами, а также отменяет необходимость разработки лимитов для размещения отходов для малых предприятий, если они заключили договор на вывоз отходов с организацией, имеющей лицензию на транспортирование и (или) размещение отходов.
И, наконец, российское законодательство в области обращения с отходами подвергли существенным изменениям. Был принят Федеральный закон от 30.12.2008 №309-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения продолжились и в 2009 году. Обращение с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений (с 29.06.2009) будет регулироваться отдельным законодательством РФ, вне правового поля ФЗ «Об отходах производства и потребления». Введены новые понятия (с 29.06.2009): сбор отходов, транспортирование отходов, накопление отходов:

  • сбор отходов — прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  • накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, «сбор своих собственных отходов», образовавшихся в процессе хозяйственной деятельности, не бывает. Перемещение отходов внутри границ предприятия не является транспортировкой. А накопление отходов возможно на срок не более шести месяцев, если у предприятия есть специальная площадка, или на иной площадке, поскольку законодатель не ограничил, что она должна принадлежать предприятию.

Изменено понятие обращение с отходами – теперь из него исключены слова «деятельность, в процессе которое образуются отходы» (с 29.06.2009). Это понятие включает сейчас только деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Исходя из вышеперечисленных новостей понятийного аппарата, ясно вычерчивается, что если отходы временно складируются, они в этот момент не размещаются.

Отходы V класса опасности могут свободно быть в обороте, без ограничения необходимости наличия лицензии у лица, которому они передаются (продаются, то есть отчуждаются).

Лицензирование деятельности теперь осуществляется только по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению для отходов I-IV классов опасности. Таким образом, деятельность по образованию и деятельность по накоплению отходов I-IV классов опасности и тем более V класса опасности не лицензируется.

С 1 января 2010 года запрещается размещение отходов в местах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. И порядок этого теперь будет устанавливать не Ростехназдор, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области ООС. Типовые формы паспортов определит Правительство РФ.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С 29.06.2009 субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, будут представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.

В ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности теперь звучит так: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в переходных и заключительных положениях дополнен пунктом следующего содержания:

  • п.9. «Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на
    территориях двух и более субъектов Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности, в случае необходимости получения в соответствии с законодательством РФ лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности получает в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, лицензию на право ее осуществления на территории всех указанных в этой лицензии субъектов РФ»;
  • п.10. «Указанная в п.9 настоящей статьи лицензия подлежит регистрации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по месту осуществления деятельности, которые осуществляют контроль над соблюдением лицензиатом при осуществлении этой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

С 11 января 2009 года Федеральным законом «Об экологической экспертизе» отменено проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснований лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Теперь объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является только проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности. Заметим, что в объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности не включили.

Уже с 11.01.2009 повысили штрафы по ст.8.2 КоАП РФ. Штрафы теперь составляют:
для юридических лиц – от 100 до 250 тыс. рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. рублей. Для граждан – без изменений.

Источник: Профессиональный экологический клуб.

Выберете свой курс обучения работе с опасными отходами:

Для того, чтобы пройти курс обучения работе с опасными отходами, заполните заявку:

Заявка от юридического лица  Заявка от физического лица

Яндекс.Метрика