Отходы производства

Отходы производства

В результате осуществления хозяйствующими субъектами отдельных видов деятельности образуются отходы производства. В целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья обращение с отходами производства регулируется законодательством.

Понятие отходов производства
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) содержит определение понятия «отходы производства и потребления». Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.

Классы отходов
Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы производства;
II класс — высокоопасные отходы производства;
III класс — умеренно опасные отходы производства;
IV класс — малоопасные отходы производства;
V класс — практически неопасные отходы производства.
Критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
— степень опасности отхода для окружающей среды;
— кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (п. 3 Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 (далее — Критерии отнесения отходов к I — V классам опасности)).

К радиоактивным, биологическим и медицинским отходам указанные критерии не применяются. На основании ч. 2 ст. 2 Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Паспортизация отходов
В соответствии с п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (далее — Правила паспортизации), паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются соответствующие отходы.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов.

Согласно п. 7 Правил паспортизации на отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

В соответствии с п. 3 Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 (далее — Порядок отнесения отходов к классу опасности), класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
— на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792;
— при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО — на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности.

Как отмечается в письме Росприроднадзора от 18.05.2015 N АА-03-04-36/8203, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.

Документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отходов I — IV классов опасности, являются копии писем территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от 04.12.2014 N 05-12-44/27813).

Паспорт действует бессрочно. Внесение в него изменений не допускается (п. п. 8, 9 Правил паспортизации).

Согласно п. 10 Правил паспортизации на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в ФККО.

Отходы 5-го класса опасности
К пятому классу опасности относятся отходы, которые практически неопасны.
Отнесение отходов к этому классу осуществляется в соответствии с Критериями отнесения отходов к I — V классам опасности.

Правила паспортизации и Порядок отнесения отходов к классу опасности на этот класс отходов не распространяются. Следовательно, на отходы V класса паспорт не составляется.
Закон об отходах и Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется.

Обращение с отходами
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 Закона об отходах).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона об отходах направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
— максимальное использование исходных сырья и материалов;
— предотвращение образования отходов;
— сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
— обработка отходов;
— утилизация отходов;
— обезвреживание отходов.
Конкретный перечень работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, содержится в приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее — Положение о лицензировании).

Утилизация отходов.
Под утилизацией отходов понимается их использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Закона об отходах (энергетическая утилизация) (ст. 1 Закона об отходах).

На основании п. 1 ст. 24.2 Закона об отходах производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р утверждены Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы.

На основании п. п. 3, 4, 7 ст. 24.2 Закона об отходах производители, импортеры товаров:
— либо обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с соответствующими операторами;
— либо уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона об отходах.

На основании ст. 9 Закона об отходах деятельность по утилизации отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании. При этом необходимо учитывать, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по утилизации таких отходов на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
В п. п. 9.1, 9.2 ст. 24.2 Закона об отходах перечислены документы, посредством которых подтверждается выполнение нормативов утилизации.

Лицензирование использования опасных отходов.
Лицензию для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности вправе получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение осуществлять деятельность в области обращения с отходами.

Пункт 3 Положения о лицензировании устанавливает лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также к лицензиату. Среди них в зависимости от конкретного вида заявленных работ:
— наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих установленным требованиям;
— наличие оборудования и специализированных установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
— наличие у лицензиата и его работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности, и др.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в Росприроднадзор заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона о лицензировании (форма заявления содержится в приложении 1 к Приказу Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132) (п. п. 2, 5 Положения о лицензировании), с приложением документов, перечисленных в п. 6 Положения о лицензировании.
Ограничение срока действия лицензии на обращение с отходами законодательством не предусмотрено.

Заявку на обучение по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами  можно подать здесь, или направить гарантийную заявку на электронный адрес vvv@academdpo.ru

*Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 11 марта 2020 года.
Дополнительная информация