Государственная энергетическая политика и политика повышения энергетической эффективности должна отличаться между регионами. Доля достижения данной связи, необходима увязка стратегических документов федерального уровня в сфере повышения энергоэффективности с программами регионов и, ниже муниципалитетов. Определить территориальные приоритеты невозможно без информации с мест, т.е. нужна система мониторинга, сбора, обработки и хранения информации об энергопотреблении, данных топливно-энергетических балансов.
Согласно требованиям федеральных законов Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» разработка региональных единых топливно-энергетических балансов стала обязательной.
Единый топливно-энергетический баланс необходим для понимания, на какие цели расходуются те или иные энергоресурсы, как они трансформируются из одних форм в другие, в каких секторах экономики и в каких пропорциях они потребляются. Топливно-энергетический баланс также необходим для:
- анализа и прогноза индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения;
- разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности;
- разработки энергетических стратегий, программ развития энергетики страны и регионов;
- анализа уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов;
- разработки моделей прогноза потребления энергии в увязке с моделями прогноза развития экономики региона и др.
Еще одним важнейшим инструментом повышения энергоэффективности, особенно для предприятий промышленной сферы, является внедрение систем энергоменеджмента.
Для активизации работ и достижения значимых результатов в повышении энергоэффективности в бюджетной сфере необходимо упорядочить практику применения энергетических обследований и энергосервисных контрактов (оптимизировать форму энергопаспорта, обеспечить большую достоверность сведений в нем и приемлемость результатов энергообследования для последующей работы по повышению энергоэффективности; разработать типовые формы энергосервисных контрактов и прозрачные процедуры их заключения, ведения и финансирования).
Следует отметить, что в Российской Федерации разработана Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Для реализации прописанных в Программе мероприятий необходимо привлечь финансирование из различных источников. Кроме этого, участники программы должны в обязательном порядке установить современные приборы учета и провести энергетические обследования.
Энергетические обследования являются одним из первых и важнейших шагов в реализации государственной политики повышения энергоэффективности. В то же время, в разворачивании работы по энергоаудитам допустимо подменять качественную конечную цель — получение достоверной картины об энергопотреблении, потерях и потенциале энергоэффективности для дальнейшей реализации соответствующих мероприятий — формальным составлением энергопаспортов, гонясь за их количеством.
Недостаток квалификации является одним из серьезных барьеров на пути массового внедрения проектов повышения энергетической эффективности. Кроме распространения информации, разъяснительной и пропагандисткой работы, необходимы обучение и повышение квалификации, как профильных специалистов, так и работников всех отраслей экономики по вопросам энергоэффективности. Особое внимание следует уделить подготовке энергоаудиторов и энергоменеджеров.