Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажиров, посетителей и персонала. Часть III

Система персонального досмотра

Продолжаем рассматривать современные технологии досмотра пассажиров, посетителей и персонала Начало статьи смотрите здесь Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажиров, посетителей и персонала. Часть II.

Система персонального досмотра пассажира

Система персонального досмотра должна справляться с большим пассажиропотоком. Наверное, каждый сталкивался с длинными раздражающими очередями в зоне досмотра, которые, в связи с повышением требований к безопасности, рискуют просто парализовать работу аэропорта. Технология радиолокационного сканирующего портала, предложенная для использования в качестве дополнительного элемента предполетного досмотра авиапассажиров, позволяет бесконтактным способом обнаруживать скрытые на теле человека потенциально опасные предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом. Принцип действия системы в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра основан на голографировании и обеспечивает обнаружение скрытых на теле человека предметов из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. При этом излучаемый сигнал имеет чрезвычайно низкий уровень мощности и является абсолютно безвредным, а активные миллиметровые волны, не проникая через кожу человека, отражаются от нее. В систему каждого поставленного сканера входят: досмотровая камера — два вращающихся массива антенн, которые являются источниками и приемниками радиочастотных сигналов, контрольная электроника и компьютер для обработки сигналов. Важной особенностью сканера является высокая пропускная способность. Каждое сканирование занимает примерно 2 с. Технологическое оснащение оборудования позволяет дистанционно управлять процессом досмотра с контрольного пункта. Процесс проверки, включая анализ полученных данных, требует вмешательства контролера, также как и при процедуре обязательного тактильного досмотра. Предметы в естественных полостях человека и внутри него данный аппарат не определяет. При применении аппарата в предполетном досмотре пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов необходима профессиональная подготовка личного состава, т. к. возможность идентифицировать предмет по изображению, полученному со сканера, требует большого опыта и тренировки. На изображении под мокрым платком или потной рубашкой практически невозможно различить что-либо на мониторе.

В современных условиях досмотр пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов с использованием только электромагнитных металлоискателей и рентгенографических систем для досмотра багажа уже не обеспечивает требуемый уровень безопасности. В первую очередь это касается обеспечения качественного предполетного и послеполетного досмотра в аэропортах и досмотра в пунктах таможенного контроля на границе. Главной проблемой является то, что для совершения террористических актов используется керамическое холодное оружие, пластиковая взрывчатка. Орудия и предметы терроризма изготовляются из неметаллических материалов и прячутся не только под одеждой, но и в естественных полостях тела, запрещенные перевозки наркотиков осуществляются в проглоченных капсулах. На сегодняшний день принципиально новым средством бесконтактного досмотра становятся цифровые сканирующие системы, основанные на использовании рентгеновского излучения и обладающие наивысшей надежностью и вероятностью обнаружения. Уникальная технология получения цифрового проекционного рентгеновского изображения человека в полный рост методом сканирования плоским веерообразным рентгеновским лучом разработана учеными ИЯФ СО РАН, серийно аппарат производится на орловском предприятии ЗАО «Научприбор» при участии ФГУП «НПП «Восток». Система рентгеновского контроля (СРК) устанавливается в зоне предполетного досмотра пассажиров с целью надежного обнаружения скрытых в одежде, обуви, на теле и внутри тела досматриваемого любых опасных и запрещенных к перевозке на воздушном транспорте предметов. Пассажир при досмотре не испытывает неудобств и не выкладывает имеющиеся у него металлические предметы и мобильный телефон. Ему не нужно снимать обувь, верхнюю одежду, головной убор и ремень, т. к. по изображению на мониторе можно определить расположение и идентифицировать любые предметы, в том числе и пластиковые. Для этого он должен постоять 5 с в досмотровом пространстве СРК. Такой досмотр позволяет не только вывести процедуру досмотра на совершенно другой качественный уровень, ранее казавшийся фантастикой, но и очень доброжелательно принят как пассажирами (экономия времени, деликатность), так и персоналом службы безопасности аэропорта (высокая информативность, простота досмотра). Безопасные для здоровья и чрезвычайно низкие уровни гамма-излучения позволяют гарантированно обнаруживать ампулы с наркотиком, оружие металлическое и керамическое, другие опасные предметы и предметы контрабанды, проносимые на теле человеком. Бесконтактный рентгеновский досмотр пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов обеспечивает соблюдение этических аспектов досмотра некоторых категорий пассажиров, которые в силу религиозных и иных причин предпочитают не снимать обувь или не проходить тактильный досмотр. Кроме того, использование сканера в зонах контроля ускоряет процесс прохождения пассажирами процедуры досмотра. Пассажиры добровольно и осознанно отдают предпочтение досмотру с помощью СРК — при этом они хотят знать лучевую нагрузку, т.е. суммарный эффект облучения человека с точки зрения отдаленных последствий при прохождении досмотра. Для сравнения, типичная доза облучения, обусловленная космической радиацией, человека, совершающего перелет в один конец из Малаги в Лондон, составляет 10 мкЗв, из Нью-Йорка в Лондон — 35 мкЗв и из Гонконга в Лондон — 50 мкЗв. Типичная фоновая доза облучения, получаемая человеком от естественного радиационного фона земли средним представителем стран Европейского Союза в день, составляет 6-7 мкЗв. Доза, которую человек получает при сканировании на СРК, составляет 0,5 мкЗв. Таким образом, облучение, которому подвергается человек на СРК, незначительно на фоне естественного радиационного излучения. Нахождение на солнце или любой перелет на самолете вносит в десятки, а то и в сотни раз больший вклад в общее облучение человека. На сегодняшний день это наиболее эффективный и исчерпывающий способ персонального досмотра, который позволяет использовать данную систему в качестве основного элемента предполетного досмотра пассажиров. Опыт использования во многих аэропортах («Домодедово» зал С и Д, «Пулково», «Югра», «Толмачево») показал высокую эффективность СРК с точки зрения обнаружения скрытых на теле, внутри тела и в одежде человека запрещенных к провозу на авиатранспорте веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы в качестве оружия для нападения на экипаж или пассажиров. Не прибегая к телесному контакту, инспектор получает на экране изображение высокого разрешения, позволяющее идентифицировать предметы как органического, так и неорганического происхождения. Личный досмотр на СРК фактически предоставляет инспектору возможность «заглянуть внутрь» человека, обеспечивая антитеррористическую защиту при прохождении постов безопасности. Как пример, в аэропорту «Пулково» службой, осуществляющей аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности, обнаружен микроконтейнер в желудке одного из пассажиров при досмотре на СРК. Применение рентгенографического сканера позволяет операторам управления безопасности быстро и качественно производить досмотр, не создавая очередей и освобождая сотрудников служб безопасности от неудобного занятия, тактильного досмотра проходящих на объект посетителей.

Снимки с экрана дисплея СРК «Сибскан». Спрятанные пластиковые нож и макет пистолета (стеклотекстолит толщиной 4 мм) хорошо видны. На двух снимках есть кусок мыла, имитирующий взрывчатку. Доза — 1 мкЗв (эквивалетно дозе от природного фона за 10 минут полета).

В настоящий момент аналогичных разработок систем бесконтактного досмотра с техническими характеристиками как у СРК нет, где разрешение 1×1 мм и эффективная доза облучения авиапассажира меньше 0,5 мкЗв, снимок 2000×800 мм за 5 с.

Системы аналогичного назначения в сравнении с СРК:

  • Scannex (ЮАР) — в 3 раза более высокая доза облучения. В два раза больше время сканирования. Более высокая цена (500 тыс. долл.).
    Conpass (Беларусь) — в 3 раза более высокая доза облучения. Нет защиты окружающих от рассеянного излучения. Менее удобный дизайн с транспортировкой обследуемого. В 2,5 раза больше время сканирования. Высокая цена (250 тыс. долл.).

  • Secure 1000 (США) — человека не просвечивают, а «ощупывают» его поверхность узким «карандашным» лучом сначала спереди, затем сзади. Пространственное разрешение в 10 раз хуже. Время сканирования в 3 раза больше, т. к. необходимо сделать поворот «кругом» в середине процедуры обследования. Не видны предметы, проглоченные или спрятанные в естественных полостях тела. Неясно, как искать что-то под плотной одеждой или в обуви. Цена — 110 тыс. долл.

  • Homo-Scan — размер поля сканирования 2000×800 мм. Детектор сцинтиллятор + фотодиоды, пространственное разрешение 3,8×3,8 мм, доза облучения 1 мкЗв. Время сканирования 5 с. Очень большие геометрические искажения по вертикали, особенно в верхней части тела. Плохо видны предметы, спрятанные в обуви.

Из сказанного выше можно утверждать, что СРК — наиболее эффективное и безопасное для здоровья человека средство своевременного выявления, предупреждения и пресечения попыток проникновения на стратегически значимые объекты и транспорт лиц с оружием, боеприпасами, легковоспламеняющимися веществами, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами.

Заключение
Введение в действие приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» усложнит прохождение пассажира в самолет, зато будет больше гарантий безопасности. Но любые изменения в технологии предполетного досмотра пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов, не должны увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и отражаться на их комфорте. Как объект обслуживания пассажир должен затрачивать минимальное время на прохождение всех последовательных операций, технологически необходимых для посадки в воздушное судно. Время полета не должно сравниваться или удваиваться со временем пребывания пассажира в зоне досмотра и ожидания вылета в чистой зоне. Поэтому при решении вопроса транспортной безопасности и предотвращения террористической или криминальной опасности необходимо проводить своевременную замену технических средств досмотра и применять новые технологии при оборудовании пунктов предполетного досмотра пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов, которые способны не только быстро фиксировать угрозы по факту, но и, что более важно, — предотвращать их.

Академия ДПО приглашает на курсы повышения квалификации:

Заявку на обучение можно подать со страницы курса или отправив заявку на электронный адрес pmv@academdpo.ru

Дополнительная информация