Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажиров, посетителей и персонала

Транспортная безопасность

Современная международная обстановка не дает каких-либо утешительных прогнозов на то, что в новом тысячелетии исчезнут проблемы в сфере безопасности.Террористическая и криминальная опасность вызывает озабоченность и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности граждан.

Главной задачей при перевозках воздушным транспортом является предоставление пассажирам комплексной системы безопасности(транспортная безопасность), в которую входят две составляющие:
во-первых, досмотр всех пассажиров, посетителей и персонала в аэропорту, призванный решать задачу фильтрации нежелательных (с точки зрения безопасности полетов) пассажиров и их багажа;
во-вторых, обеспечение полета согласно маршруту и расписанию в полном объеме.

Для решения первой задачи используются различные технические средства досмотра, некоторые из них могут применяться так же для поиска наркотиков и других запрещенных к провозу веществ и предметов. Существующие в настоящее время технические средства досмотра пассажиров, посетителей и персонала делятся на следующие основные классы:
• металлоискатели;
• устройства радиационного контроля;
• системы телевизионного и визуального контроля;
• детекторы взрывчатых и наркотических веществ;
рентгеновские системы досмотра багажа (интроскопы) и пассажира.

Рассмотрим возможности различных технических средств досмотра багажа, пассажиров, посетителей и персонала с точки зрения обеспечения террористической безопасности. Оборудование внутри каждого из перечисленных классов устройств отличается принципами работы и конструктивным исполнением. Все аппаратные средства выполнены на основе современных технологий и все изделия сертифицированы в России. По своим характеристикам российские разработки не уступают западным аналогам, а по критерию «цена — качество — функциональные возможности» значительно превосходят. Однако при выборе той или иной досмотровой системы основным фактором является не заложенный в ней принцип работы, а то, насколько эта система удовлетворяет следующим требованиям:
• гарантированное обнаружение запрещенных к проносу предметов и веществ;
• нанесение минимально возможного ущерба контролируемому объекту;
• отсутствие ложных сигналов тревоги, вызванных предметами личного пользования;
• отсутствие ложных сигналов тревоги, вызванных внешними помехами различной природы;
• надежность оборудования;
• высокая пропускная способность.

Металлоискатели

Для предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в аэропортах, вокзалах, наиболее распространены технологии досмотра стационарными и ручными металлоискателями. Этот тип оборудования позволяет обнаруживать большинство видов холодного и огнестрельного оружия, гранаты, металлические детали взрывных устройств, контейнеры с радиоактивными веществами и другие запрещенные к проносу металлические предметы. Стационарные металлоискатели имеют различную конструкцию антенн (панели, колонны), гармонический либо импульсный тип намагничивающего поля. Так, для обеспечения однородности поля в зоне прохода и повышения селективности (способности отличать оружие от предметов личного пользования) во многих современных металлодетекторах используются системы из нескольких передающих и приемных катушек. Стационарные модели изготавливаются различной чувствительности. Металлоискатели стандартной чувствительности используются в первую очередь для поиска оружия и в идеале не должны реагировать на предметы личного пользования, то есть должны обладать хорошей селективностью. Металлоискатели повышенной чувствительности применяются для обнаружения небольших металлических предметов на теле человека или в его одежде. Показатель селективности у таких металлоискателей не оценивается, поскольку размеры объектов поиска соизмеримы или даже меньше, чем у предметов личного пользования. Ручные металлоискатели используются для локализации расположения металлических предметов на теле человека, подвергшегося досмотру после обнаружения этих предметов стационарным металлоискателем. При небольшом потоке людей досмотр может производиться только с помощью ручного металлоискателя, однако в этом случае вероятность обнаружения запрещенных к проносу предметов значительно снижается. Основной недостаток металлоискателей — нечувствительность к следующим предметам: оружию, изготовленному из керамики и пластмасс, стеклянным капсулам с взрывчатыми и наркотическими веществами, поэтому требуется процедура обязательного тактильного досмотра.

Устройства радиационного контроля

Одним из важных и эффективных элементов в комплексе мероприятий по обеспечению транспортной безопасности является непрерывный радиационный мониторинг с целью предотвращения несанкционированного перемещения ядерных материалов через пункты контроля. Ядерные материалы определяются по их гамма и нейтронному излучению. Пешеходные радиационные мониторы используются совместно с металлоискателями, т.к. только в этом случае можно предотвратить пронос радиоактивных веществ, помещенных в защитный металлический контейнер, который поглощает гамма-излучение, поэтому досмотр, в том числе и вещей, находящихся при пассажирах и посетителях, осуществляется в два этапа. На первом этапе производится поиск запрещенных для проноса металлических предметов, а затем человек подвергается проверке на наличие ядерных материалов. Прибор «Спектр» — единственное уникальное отечественное комбинированное досмотровое средство, совмещающее в себе функции металлоискателя и радиационного монитора. Он выполнен в виде П-образного портала, в боковых стойках которого размещаются чувствительные элементы металлоискателя и детекторы ионизирующего излучения, которые в состоянии фиксировать даже самые незначительные следы ядерных материалов. Контроль осуществляется в режиме свободного прохода без остановки людей в зоне контроля. Пассажиры и посетители, которые вызывают подозрение при прохождении, будут дополнительно проверяться инспектором досмотра. Однако после установки этого оборудования ручному ощупыванию будет подвергаться гораздо меньше людей.

Системы телевизионного и визуального контроля

Поисково-досмотровые системы видеонаблюдения предназначены для решения широкого спектра задач обеспечения безопасности, прежде всего для контроля потока пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов. Только телевизионное изображение может предоставить информацию о ситуации на территории, о поведении и индивидуальных особенностях нарушителя. Скрытое наблюдение дает возможность оператору визуально контролировать ситуацию, видеть, каким способом совершено проникновение нарушителя на территорию, и проследить за его действиями. Особо можно выделить модули захвата лиц идентификации человека по чертам лица в залах аэропортов для защиты от преступников, находящихся в розыске, и детектор оставленных предметов. Привлекательность данного метода основана на том, что он наиболее близок к тому, как мы идентифицируем друг друга.

Телевизионная камера — «глаза» системы охранного телевидения. От ее выбора зависит, что будет видеть оператор на экране видеомонитора. Наиболее эффективным решением с технической и экономической точки зрения является организация контроля на базе цифровых систем видеонаблюдения с использованием цифровых каналов для передачи видеоизображений. Для видеоканалов, передающих изображение особо важных помещений с контролируемым доступом, где не должно быть движения людей вообще, либо в течение определенного времени, рекомендуется использовать обнаружители движения. Исключение человеческого фактора в пунктах досмотра и контроля позволит такой механизм работы видеосистемы, при которой все действия оператора и систем видеонаблюдения протоколируются. Фиксация обстановки, т.е. запись информации, осуществляется непрерывно или по расписанию. Ее ведут на специальных видеомагнитофонах стандарта S-VHS или с использованием цифровых устройств записи с разрешением не менее 400 телевизионных линий. Цифровой видеоархив не подвержен старению, оцифрованное видеоизображение может передаваться на практически любые расстояния без потерь качества. При наблюдении за обстановкой на территории аэропорта в пунктах контроля должно быть установлено не менее двух видеомониторов для отображения текущей обстановки на объекте и для отображения тревожных событий. Устройства систем контроля программируют таким образом, чтобы при срабатывании любого охранного датчика, связанного с какой-либо телекамерой, ее изображение немедленно выводилось на экран дополнительного «тревожного» видеомонитора.

Продолжение статьи смотрите здесь Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажиров, посетителей и персонала. Часть II

Академия ДПО приглашает на курсы повышения квалификации:

Заявку на обучение можно подать со страницы курса или отправив заявку на электронный адрес pmv@academdpo.ru

Дополнительная информация